Согласно многим исследованиям, ответ — да. Здесь речь идёт не о снижении когнитивной способности с возрастом. Обеспокоенность по поводу утраты этого важного навыка наиболее велика среди детей, которые переходят от «учиться читать» к «чтению, чтобы учиться», обычно в возрасте девяти или десяти лет. За последние 20 лет технологии проникли практически во все аспекты нашей жизни. Распространение смартфонов и мобильных технологий изменило то, как мы общаемся, как получаем доступ к информации, как работаем и учимся. Хотя многие из этих изменений, несомненно, носят позитивный характер, появляется все больше свидетельств того, что это не всегда так.
За последние 10–15 лет в школах произошел постепенный переход от бумажных учебных материалов к цифровым и онлайн-материалам. Эти изменения быстро ускорились во время пандемии, когда почти все школы перевели занятия в онлайн-режим. Исследования показали, что растущая зависимость от цифровых методов и ресурсов может негативно повлиять на способность учащихся учиться и сохранять информацию. Также растет обеспокоенность по поводу влияния цифровых технологий на психическое здоровье людей.
Проблема с чтением цифровых (не печатных) текстов
По сравнению с чтением печатного текста, чтение цифровых текстов представляет собой ряд проблем, не в последнюю очередь из-за легкого влияния многочисленных отвлекающих факторов. Это также связано с тем, как мы читаем цифровые тексты, а именно с помощью прокрутки и сканирования, будь то текстовое сообщение от друга, онлайн-статья или важный учебный ресурс.
Характерно исследование группы нейробиологов под руководством доктора Карен Фрауд из Педагогического колледжа Колумбийского университета в США, в нем приняли участие 59 детей в возрасте от 10 до 12 лет. Детям было предложено прочитать оригинальные тексты на бумаге и на экране. Было обнаружено, что участники читали более глубоко, когда перед ними был текст на бумаге, по сравнению с чтением на экране, где наблюдалось «поверхностное чтение».
Цифровые и бумажные материалы. Обучение
В 2018 году исследователи из Израиля и Испании проанализировали 54 исследования с участием более 171 000 читателей, в которых сравнивали чтение цифровых и печатных текстов. Они обнаружили, что общее понимание лучше, когда люди читают печатные тексты, а не цифровые.
Аналогичным образом, исследование миллионов учащихся в 36 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показало, что те, кто активно использовал компьютеры в школе, «показали гораздо худшие результаты по большинству результатов обучения, даже после учета социального происхождения и демографические характеристики студентов». То же исследование также показало, что учащиеся четвертого класса (около 9–10 лет), которые использовали планшеты на всех или почти всех уроках, имели в среднем оценки по чтению на 14 баллов ниже, чем у тех, кто никогда ими не пользовался. Результат получен по наблюдению в течение учебного года.
Патрисия Александер — психолог из Университета Мэриленда в США, обнаружила, что, хотя студенты считают, что они учатся больше онлайн, тесты показывают, что на самом деле они учатся меньше, чем при чтении печатных текстов. Частично проблема может быть связана со скоростью, с которой мы обычно читаем текст на экране, большая часть которого представляет собой простые для понимания текстовые сообщения или публикации в социальных сетях; но когда дело доходит до чтения более сложной информации на экране, требующей большего внимания и обдумывания, люди по-прежнему склонны бегло просматривать ее, а не читать должным образом.
Помимо содействия скорочтению, чтение онлайн также обычно требует прокрутки, из-за чего мозгу может быть сложно создавать мысленные карты, которые помогают нам запоминать. Например, при чтении печатной книги легко узнать, на какой странице вы находитесь, но гораздо сложнее при прокрутке текста на экране. Кроме того, небольшое исследование, опубликованное в 2019 году, показало, что мозг пытается создать мысленные карты не только при прокрутке: когда группу из 50 участников попросили прочитать 28-страничный рассказ, некоторые из них прочитали печатную версию, а другие прочитать рассказ в электронной книге; те, кто читал печатную версию, лучше поняли хронологию сюжета, чем те, кто читал цифровую версию.
Преимущества бумажных учебных материалов не ограничиваются только чтением: письмо на бумаге вместо набора текста на клавиатуре также позволяет добиться лучших результатов. В исследовании 2014 года сравнивались результаты студентов, которые конспектировали лекции вручную, и тех, кто делал конспекты на ноутбуке. Когда дело доходило до проверки знаний учащихся, им разрешалось просмотреть свои записи за 10 минут до теста.
«Те, кто делал рукописные заметки, лучше справлялись как с фактическими, так и с концептуальными вопросами». Авторы пришли к выводу, что «использование ноутбука может отрицательно повлиять на успеваемость при оценивании образования, даже – или, возможно, особенно – когда компьютер используется по его прямому назначению – облегчению ведения заметок…»
Одно из наиболее заметных отличий между чтением печатных материалов и чтением на экране — это отвлекающие факторы. Когда мы читаем с экрана, мы обычно подключаемся к другим сервисам, которые отображают всплывающие окна и уведомления из социальных сетей, электронных писем и текстовых сообщений, которые отвлекают наше внимание и мешают концентрации.
По этой причине к использованию ноутбуков в классах следует относиться со здоровой осторожностью; Несмотря на растущую популярность, ноутбуки в классах могут принести больше вреда, чем пользы».
Цифровые и бумажные материалы. Психическое здоровье
Растет обеспокоенность по поводу влияния цифровых устройств на психическое здоровье, включая рост уровня тревоги и депрессии. Поскольку устройства теперь используются учащимися как в школе, так и за ее пределами, они практически не отвлекаются от постоянной стимуляции, которую они обеспечивают. Помимо познавательных преимуществ, бумажные учебные материалы также обеспечивают столь необходимый отдых от цифрового мира.
В исследовании, опубликованном в 2017 году, приняли участие 264 студента бакалавриата Вашингтонского университета, которым случайным образом было поручено использовать либо бумажный, либо цифровой ежедневник. Исследователи обнаружили, что студенты, которые использовали бумажный ежедневник, сообщали о более низком уровне тревоги и депрессии, чем те, кто использовал ежедневник на гаджете.
Негативное воздействие цифровых устройств не ограничивается их использованием в течение дня. Синий свет, излучаемый этими устройствами, также влияет на то, насколько хорошо мы спим. Исследование Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показало, что тем, кто читает с планшета, требуется больше времени, чтобы заснуть, у них меньше времени на быстрый сон и они чувствуют себя менее отдохнувшими по утрам, чем те, кто читает с печатной книги.
Плохое качество сна может вызвать ряд негативных последствий для здоровья. Помимо влияния плохого сна на психологическое благополучие, он также увеличивает риск ожирения, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.
О важности чтения книг с детьми мы писали здесь.
Что такое глубокое чтение?
До появления цифровых текстов большая часть чтения была более или менее углубленной. Глубокое чтение – это не только понимание содержания текста, но и понимание его смысла. Это требует концентрации, то есть отсутствия отвлекающих факторов, чего трудно достичь в нашем все более цифровом мире.
Глубокое чтение в наши дни является проблемой для большинства людей, даже для тех из нас, кто вырос до появления цифровых технологий. И это создает серьезную проблему для детей, обучающихся в школе, где в последние годы цифровые тексты становятся все более нормой.
Под «глубоким чтением» подразумевают ряд сложных процессов, способствующих пониманию, включая логические и дедуктивные рассуждения, навыки аналогии, критический анализ, размышление и понимание. Опытному читателю для выполнения этих процессов нужны миллисекунды; молодому мозгу требуются годы, чтобы развить их. Этим двум центральным измерениям времени потенциально угрожают всепроникающий акцент на непосредственность, информационная перегрузка и управляемое средствами массовой информации когнитивное мышление, которое подчеркивает скорость и препятствует размышлениям как при чтении, так и при мышлении.
Однако есть шаги, которые можно предпринять – и уже предпринимаются – для противодействия негативному влиянию цифрового мира на чтение.
Возвращение бумажных текстов в школах
Следуя «гиперцифровому подходу к образованию», шведские школы сейчас предпринимают шаги, чтобы снова сделать акцент на печатных книгах, спокойном чтении и практике рукописного письма.
Этот шаг происходит на фоне снижения навыков чтения у детей, сравнимого с тем, что наблюдается в Соединенных Штатах. Международное исследование показало, что уровень чтения шведских учеников четвертого класса (в возрасте около девяти лет) упал в среднем с 555 в 2016 году до 544 в 2021 году.
Важность печатных книг дома
Хотя родители не всегда могут контролировать или открыто влиять на использование цифровых ресурсов в школе, они могут оказывать влияние дома. Вольф подчеркивает важность того, чтобы родители поощряли чтение печатных книг дома, чтобы это стало такой же частью повседневной жизни детей, как и цифровое чтение, и помогало развивать то, что Вольф называет навыками «двойной грамотности».
65% потребителей предпочитают печать
Имея выбор, большинство из нас предпочитают читать печатные издания. Опрос Two Sides, проведенный в 2023 году, показал, что 65% из нас предпочитают читать печатные книги, а 52% считают, что дети учатся больше, читая печатные материалы, чем цифровые (только 16% не согласны). Еще 45% согласились, что они лучше понимают события, когда читают новости в печатном виде, чем когда читают их в Интернете.
Вывод: печать лучше подходит для обучения
Растущее количество исследований, изучающих различия между чтением печатных и цифровых текстов, рисует все более ясную картину того, что печатные тексты лучше всего подходят для обучения.
Исследования оправдывают высказывание… и предложение о том, что нам пока не следует выбрасывать печатные книги, поскольку у нас есть преимущество в нашей выборке. участники «Мы смогли наблюдать глубину обработки при чтении печатных книг.
Заключение
Выше приведены лишь несколько примеров растущего числа исследований, показывающих, что отказ от бумажных учебных материалов может негативно повлиять на способность учащихся учиться и сохранять информацию, а также на их общее благополучие.
По сравнению с использованием бумаги в качестве образовательного средства, цифровые и онлайн-инструменты все еще находятся в зачаточном состоянии, и предстоит еще изучать их влияние на нашу жизнь, понять полнее хорошее и плохое в них. По этой причине мы пока следует поставить под сомнение скорость и продолжение перехода от бумажных материалов к цифровым и онлайн-обучающим материалам.
Использованы материалы: https://de.lovepaper.org/verlieren-wir-unsere-fahigkeit-tiefgrundig-zu-lesen/