Люди профессии

Об учителях бумажного дела Лесотехнической академии

“Уни­вер­си­те­ты Евро­пы – это, преж­де все­го, огром­ней­шие хра­ни­те­ли и “усво­и­те­ли” дру­гих куль­тур, где эти куль­ту­ры пере­осмыс­ли­ва­лись как “свои”, нуж­ные, целеб­ные и пита­ю­щие” ака­де­мик Д.С. Лихачёв.

Уме­ние изго­тав­ли­вать бума­гу, со вре­мён нача­ла её про­из­вод­ства в Китае, пере­да­ва­лось от масте­ра к уче­ни­ку. В обу­че­нии мастер­ству изго­тов­ле­ния бума­ги все­гда был важен лич­ный при­мер, лич­ный опыт.

Этот пост пер­вый в серии про наших учи­те­лей, обу­чав­ших нас про­фес­сии-тех­но­ло­гии про­из­вод­ства бума­ги, в Ленин­град­ской Лесо­тех­ни­че­ской ака­де­мии им. С.М. Киро­ва , сей­час это Санкт-Петер­бург­ский Лесо­тех­ни­че­ский Уни­вер­си­тет им. С.М. Кирова.

Мы смо­жем рас­скать лишь о части учи­те­лей, пре­по­да­ва­те­лей ста­рей­ше­го лес­но­го вуза стра­ны, беру­ще­го своё нача­ло от Лес­но­го учи­ли­ща (потом инсти­ту­та) в Цар­ском селе, создан­ном по ука­зу Алек­сандра I в 1803 году. Исто­рия эта бога­та людь­ми, откры­ти­я­ми и подви­га­ми тру­до­вы­ми и бое­вы­ми, и опи­сы­ва­ет­ся в боль­шом изда­нии, посвя­щён­ном 200-летию ака­де­мии [1]. Наш рас­сказ посвя­ща­ет­ся свет­лой памя­ти всех пре­по­да­ва­те­лей Лесо­тех­ни­че­ской ака­де­мии у кото­рых нам посчаст­ли­ви­лось учить­ся в 60–70х годах про­шло­го века. 

Старейший лесной вуз России

“Свет­ло и проч­но устро­ен рус­ский лес, учё­ное же сооб­ще­ство, жизнь ему посвя­тив­шее, — отра­же­ние его невоз­му­ти­мо­го спо­кой­ствия и неизъ­яс­ни­мой умуд­рён­но­сти” Рек­тор Санкт-Петер­бург­ской лесо­тех­ни­че­ской ака­де­мии с 1985 по 2005 гг, ака­де­мик В.И. Онегин

Атмо­сфе­ра лесо­тех­ни­че­ской ака­де­мии для нас пер­во­курс­ни­ков – это атмо­сфе­ра хра­ма позна­ния тайн при­ро­ды, кото­рые нам, воз­мож­но, откро­ют­ся. Эта атмо­сфе­ра, как мы поня­ли поз­же, сло­жи­лась с нача­ла XIX века. Созда­ли её, преж­де все­го, люди, сре­ди кото­рых мно­го было по — ленин­град­ски высо­ко­нрав­ствен­ных, обра­зо­ван­ных, а неко­то­рые были выда­ю­щи­ми­ся. Их осо­бен­ные чело­ве­че­ские каче­ства про­ис­хо­дят во мно­гом из качеств их пред­ков, неза­у­ряд­ных людей. 

Здесь сту­ден­тов окру­жа­ли учеб­ные лабо­ра­то­рии, в кото­рых рабо­та­ли зна­ме­ни­тые учё­ные. Исто­ри­че­ский парк ака­де­мии, с бота­ни­че­ским садом, собра­ния его зоо­ло­ги­че­ско­го, бота­ни­че­ско­го музеев, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные каби­не­ты созда­ва­ли атмо­сфе­ру при­част­но­сти к таин­ству изу­че­ния и пони­ма­ния при­ро­ды, а зна­чит к зна­чи­тель­но­му, вечному.

Глав­ный вход во вто­рое зда­ние ЛТА-здесь раз­ме­щал­ся хими­ко-тех­но­ло­ги­че­ский факультет

В ака­де­мии издав­на, с 1814 года, когда в Лес­ном инсти­ту­те был создан курс мине­ра­ло­гии и химии, при­ме­ни­тель­но к про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ке лесо­во­дов, при­сут­ство­ва­ло обу­че­ние хими­че­ским зна­ни­ям. В 1863 году пер­вым про­фес­со­ром химии в инсти­ту­те стал тогда уже извест­ный учё­ный и ком­по­зи­тор А.П. Боро­дин. В то вре­мя в Лес­ном инсти­ту­те воз­ник­ла и успеш­но раз­ви­ва­лась шко­ла хими­ков, физи­ков и есте­ство­ис­пы­та­те­лей, кото­рая была частью Петер­бург­ской шко­лы хими­ков: Н.Н. Зинин, А.П. Бут­ле­ров, Д.И. Мен­де­ле­ев, А.Е. Фавор­ский, В.Е. Тищен­ко, Н.С. Кур­на­ков и др. Под руко­вод­ством А.Н. Энгель­гард­та – уче­ни­ка Н.Н. Зини­на была созда­на луч­шая в Рос­сии хими­че­ская лабо­ра­то­рия, кото­рая про­во­ди­ла боль­шую учеб­ную рабо­ту на раз­ных факуль­те­тах, а так­же вела иссле­до­ва­ния в раз­ных обла­стях фун­да­мен­таль­ной химии и химии, свя­зан­ной с поч­во­ве­де­ни­ем и земледелием.

В пар­ке ЛТА

Кро­ме важ­ных, опре­де­ля­ю­щих работ по лес­но­му делу, здесь поло­же­но нача­ло мно­гих направ­ле­ний совре­мен­ных про­из­водств, свя­зан­ных с пере­ра­бот­кой био­мас­сы дере­ва: бумаж­но­го дела и про­из­вод­ства цел­лю­ло­зы, гид­ро­лиз­ных про­из­водств, с полу­че­ни­ем эти­ло­во­го спир­та, фур­фу­ро­ла, кси­ли­та, про­дук­тов мик­ро­био­ло­ги­че­ской пере­ра­бот­ки дре­ве­си­ны. Про­из­вод­ства лесо­хи­ми­че­ской про­дук­ции: фено­лов, инги­би­то­ров окис­ле­ния, литей­ных кре­пи­те­лей, экс­трак­тив­ных, био­ак­тив­ных веществ. Раз­ра­бо­та­ны новые тех­но­ло­гии про­из­вод­ства, бума­ги и кар­то­на, ком­по­зи­ци­он­ных мате­ри­а­лов с исполь­зо­ва­ни­ем ком­по­нен­тов древесины. 

Пре­по­да­ва­те­ли Ака­де­мии, как и всех вузов Ленин­гра­да, в Вели­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну были или непо­сред­ствен­но на фрон­те, или в оса­ждён­ном Ленин­гра­де, или в эва­ку­а­ции. Их зна­ния и уме­ние исполь­зо­ва­лись для орга­ни­за­ции про­из­вод­ства необ­хо­ди­мой для фрон­та про­дук­ции, для про­из­вод­ства пищи в бло­кад­ном Ленин­гра­де. О рабо­те в годы вой­ны мож­но про­чи­тать на сай­те.

Пре­по­да­ва­те­лей Лесо­тех­ни­че­ской Ака­де­мии хоро­шо зна­ли на пред­при­я­ти­ях-про­из­во­ди­те­лях цел­лю­ло­зы, дре­вес­ной мас­сы, бума­ги и кар­то­на, дре­вес­ных пла­сти­ков и плит, на мебель­ных, лесо­хи­ми­че­ских пред­при­я­ти­ях, на мно­гих предприятиях-смежниках.

Спе­ци­а­ли­сты-бумаж­ни­ки, рабо­та­ю­щие в обла­сти цел­лю­лоз­но- бумаж­но­го про­из­вод­ства, выпус­ка­лись хими­ко-тех­но­ло­ги­че­ским факуль­те­том (ХТФ) Ака­де­мии. О пре­по­да­ва­те­лях ХТФ будет ряд сле­ду­ю­щих постов. Пер­вый из них будет посвя­щён Юрию Нико­ла­е­ви­чу Непе­ни­ну.

После­ду­ю­щие :

Обра­ща­юсь к чита­те­лям этих стра­ниц: если есть жела­ние вспом­нить о сво­их учи­те­лях, рас­ска­зать о пости­же­нии про­фес­сии, буду рад полу­чить от вас инфор­ма­цию в ком­мен­та­ри­ях. Мате­ри­ал может быть опуб­ли­ко­ван на стра­ни­цах сай­та, если на то будет ваше согла­сие и он будет соот­вет­ство­вать нашим принципам.

Исполь­зо­ван­ная лите­ра­ту­ра: 1. Санкт-Петер­бург­ская Госу­дар­ствен­ная Лесо­тех­ни­че­ская Ака­де­мия. Стра­ни­цы исто­рии, С‑Петербург, 2003, 814с.

Mikhail

View Comments

Recent Posts

Оборотная вода – ценное сырьё

Колличество свежей воды, используемой в производстве бумаги постоянно сокращается. Оказалось, что и остающуюся в технологическом…

5 дней ago

Цифровая модель бумаги и картона

Как представить такую сложную структуру в виде формулы?

8 месяцев ago

Теряем ли мы способность читать и понимать?

Согласно многим исследованиям, ответ — да.  Здесь речь идёт не о снижении когнитивной способности с…

8 месяцев ago

Программа производства целлюлозы с выходом до 70%

Решение о конкретных разработках по программе производства целлюлозы без выбросов направленную ​​на значительное сокращение расхода…

9 месяцев ago

Выставки и конференции ЦБП

В сложившихся условиях возрастает роль мероприятий проводимых профессиональными сообществами в стране. Профессионалы должны общаться. К…

12 месяцев ago

Ультразвуковая сварка бумаги

Ультразвук довольно давно используется для исследования материалов. По поглощению ультразвуковых волн материалом или по скорости…

1 год ago