“Университеты Европы – это, прежде всего, огромнейшие хранители и “усвоители” других культур, где эти культуры переосмысливались как “свои”, нужные, целебные и питающие” академик Д.С. Лихачёв.
Умение изготавливать бумагу, со времён начала её производства в Китае, передавалось от мастера к ученику. В обучении мастерству изготовления бумаги всегда был важен личный пример, личный опыт.
Этот пост первый в серии про наших учителей, обучавших нас профессии-технологии производства бумаги, в Ленинградской Лесотехнической академии им. С.М. Кирова , сейчас это Санкт-Петербургский Лесотехнический Университет им. С.М. Кирова.
Мы сможем расскать лишь о части учителей, преподавателей старейшего лесного вуза страны, берущего своё начало от Лесного училища (потом института) в Царском селе, созданном по указу Александра I в 1803 году. История эта богата людьми, открытиями и подвигами трудовыми и боевыми, и описывается в большом издании, посвящённом 200-летию академии [1]. Наш рассказ посвящается светлой памяти всех преподавателей Лесотехнической академии у которых нам посчастливилось учиться в 60–70х годах прошлого века.
“Светло и прочно устроен русский лес, учёное же сообщество, жизнь ему посвятившее, — отражение его невозмутимого спокойствия и неизъяснимой умудрённости” Ректор Санкт-Петербургской лесотехнической академии с 1985 по 2005 гг, академик В.И. Онегин
Атмосфера лесотехнической академии для нас первокурсников – это атмосфера храма познания тайн природы, которые нам, возможно, откроются. Эта атмосфера, как мы поняли позже, сложилась с начала XIX века. Создали её, прежде всего, люди, среди которых много было по — ленинградски высоконравственных, образованных, а некоторые были выдающимися. Их особенные человеческие качества происходят во многом из качеств их предков, незаурядных людей.
Здесь студентов окружали учебные лаборатории, в которых работали знаменитые учёные. Исторический парк академии, с ботаническим садом, собрания его зоологического, ботанического музеев, специализированные кабинеты создавали атмосферу причастности к таинству изучения и понимания природы, а значит к значительному, вечному.
В академии издавна, с 1814 года, когда в Лесном институте был создан курс минералогии и химии, применительно к профессиональной подготовке лесоводов, присутствовало обучение химическим знаниям. В 1863 году первым профессором химии в институте стал тогда уже известный учёный и композитор А.П. Бородин. В то время в Лесном институте возникла и успешно развивалась школа химиков, физиков и естествоиспытателей, которая была частью Петербургской школы химиков: Н.Н. Зинин, А.П. Бутлеров, Д.И. Менделеев, А.Е. Фаворский, В.Е. Тищенко, Н.С. Курнаков и др. Под руководством А.Н. Энгельгардта – ученика Н.Н. Зинина была создана лучшая в России химическая лаборатория, которая проводила большую учебную работу на разных факультетах, а также вела исследования в разных областях фундаментальной химии и химии, связанной с почвоведением и земледелием.
Кроме важных, определяющих работ по лесному делу, здесь положено начало многих направлений современных производств, связанных с переработкой биомассы дерева: бумажного дела и производства целлюлозы, гидролизных производств, с получением этилового спирта, фурфурола, ксилита, продуктов микробиологической переработки древесины. Производства лесохимической продукции: фенолов, ингибиторов окисления, литейных крепителей, экстрактивных, биоактивных веществ. Разработаны новые технологии производства, бумаги и картона, композиционных материалов с использованием компонентов древесины.
Преподаватели Академии, как и всех вузов Ленинграда, в Великую Отечественную войну были или непосредственно на фронте, или в осаждённом Ленинграде, или в эвакуации. Их знания и умение использовались для организации производства необходимой для фронта продукции, для производства пищи в блокадном Ленинграде. О работе в годы войны можно прочитать на сайте.
Преподавателей Лесотехнической Академии хорошо знали на предприятиях-производителях целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона, древесных пластиков и плит, на мебельных, лесохимических предприятиях, на многих предприятиях-смежниках.
Специалисты-бумажники, работающие в области целлюлозно- бумажного производства, выпускались химико-технологическим факультетом (ХТФ) Академии. О преподавателях ХТФ будет ряд следующих постов. Первый из них будет посвящён Юрию Николаевичу Непенину.
Последующие :
Обращаюсь к читателям этих страниц: если есть желание вспомнить о своих учителях, рассказать о постижении профессии, буду рад получить от вас информацию в комментариях. Материал может быть опубликован на страницах сайта, если на то будет ваше согласие и он будет соответствовать нашим принципам.
Использованная литература: 1. Санкт-Петербургская Государственная Лесотехническая Академия. Страницы истории, С‑Петербург, 2003, 814с.
Колличество свежей воды, используемой в производстве бумаги постоянно сокращается. Оказалось, что и остающуюся в технологическом…
Как представить такую сложную структуру в виде формулы?
Согласно многим исследованиям, ответ — да. Здесь речь идёт не о снижении когнитивной способности с…
Решение о конкретных разработках по программе производства целлюлозы без выбросов направленную на значительное сокращение расхода…
В сложившихся условиях возрастает роль мероприятий проводимых профессиональными сообществами в стране. Профессионалы должны общаться. К…
Ультразвук довольно давно используется для исследования материалов. По поглощению ультразвуковых волн материалом или по скорости…
View Comments