Тищенко Дмитрий Вячеславович, доктор химических наук, родился в семье известного ученого-химика академика Вячеслава Евгеньевича Тищенко и Елизаветы Евграфовны, сестры Фаворского А.Е.. Семья Тищенко В.Е. имела дружеские отношения с Д.И. Менделевым.
Дмитрий Вячеславович окончил в 1925 г. Петроградский университет. Работал научным сотрудником в Центральной Научно-технической Лаборатории Военно-Морского Ведомства, а с 1923 г работал на химическом факультете университета, занимая должности: ассистента, доцента и профессора. Свою научную деятельность он начал уже в студенческие годы. Это его работы, посвященные действию магния на галогенгидриды кислот, галогенированию ароматических соединений в водных средах, за которые ему в 1929 г была присуждена премия Бутлерова А. М. Кроме того, Д. В. Тищенко изучал реакцию альдольной конденсации ацетона в кислых средах с образованием не только мезилена, но и бензол‑, нафталин‑, замещенных соединений, исследовал получение фенола из хлорбензола, исследовал хлорирование алканов и алкенов. Эти классические исследования внесли крупный вклад в химию углеводородов, а также привели к разработке новых способов получения фенола, дивинила, изопрена и хлоропрена.
В 1940 году Д. В. Тищенко был приглашен на работу в Лесотехническую академию (ЛТА) на кафедру органической химии. И там работал по следующим направлениям:
Основываясь на сходстве строения терпеновых углеводородов с алкенами, Д. В. Тищенко предложил схему хлорирования с получением монохлоридов аллильного типа типа. Эти работы открыли перспективу для разработки принципиально новых методов синтеза производных гомотерпенов. Эти работы были удостоены в 1951 г Государственной премии.
Начиная с 1942 г. Тищенко Д. В. ведет обширные исследования в области химии лигнина и разрабатывает важную гипотезу кислотной конденсации лигнина. Проведены исследования по щелочному гидролизу технических лигнинов, и исследования по озонированию лигнина, доказавшие ароматическую его природу. Также произведен пересмотр теории сульфатной варки и доказательство наличия элементарной серы в тиолигнинах, разработана гидразинная технология варки
Из последних работ Тищенко Д. В. наиболее значимыми были разработка синтеза и пилотной технологии заменителей на основе замещенных бензил бензойной и диарилпропионовой кислот в качестве заменителей канифоли для проклейки бумаги. Он создал школу химиков энтузиастов, кафедра выпускала десятки кандидатов наук. Он требовал, чтобы в диссертациях обязательно была новизна.
В 1964 г. Д. В Тищенко была присвоена без защиты диссертации ученая степень доктора химических наук. Он награжден орденами Ленина и другими наградами.
Д. В. Тищенко преподавал органическую химию по собственной программе, содержащей информацию о новейших достижениях в области органической химии. Он был требовательным преподавателем и прекрасным экспериментатором. В промежутках между лекциями его почти всегда можно было увидеть за лабораторным столом, организующим или проводящим очередной эксперимент. Он всегда был в поиске.
Воспоминания Лапина Виктора Васильевича, кандидата химических наук, последнего аспиранта Д.В. Тищенко. В.В. Лапин работал в Центральном НИИ Бумаги (ЦНИИБ) заведующим отделом химии.
Я поступил в Лесотехническую академию на химфак в 1960 г с огромным желанием заниматься научными исследованиями. Уже через несколько дней я начал искать возможность заняться такой работой на кафедре органической химии. Но меня, начинающего первокурсника, не пригласили и посоветовали приходить, когда нашему потоку начнут давать курс органической химии. И вот, когда такое время наступило, я немедленно отправился на кафедру органической химии проситься в «научного студента». Меня встретила пожилая женщина Ещенко А. П, она узнала меня и повела к профессору. «Вот привела вам, профессор, научного студента, хочет исследовать». Я уставился на профессора. Передо мной стоял тот самый знаменитый своей строгостью профессор, которого боялись все студенты и на экзаменах старались уклониться от сдачи экзааменов ему по органике. Я увидел пожилого человека в синем дырявом рабочем халате. Он весьма доброжелательно смотрел на меня и протянул руку с очень жесткой ладонью. Я был смущен! Ничего себе, такой знаменитый профессор подал мне руку! Я почувствовал, что он весьма крепкий физически, но и сам ответил так сильно, насколько мог .“А подтянуться сможете?” –спросил он и улыбнулся мне. «Пойдем в кабинет, там удобнее». Мы вошли в его кабинет. Это была небольшая лабораторная комната, где было все необходимое для химических экспериментов. Небольшой письменный стол около окна. На подоконнике стояла пара горшков с амариллисами. Ничего не говоря, он подошел к дверной перекладине, слегка подпрыгнул и подтянулся 12 раз. «А теперь ваша очередь. Пожалуйста!» Я, конечно, подтянулся 12 раз и профессор удовлетворенно крякнул. «Ну, теперь за дело! Чем бы вы хотели заняться?” Я смутился. Дома в Крыму в моей самодельной лаборатории я занимался своими исследованиями с неорганическими материалами. В частности я обнаружил, как из аммониевой селитры сделать натриевую селитру. Мне также удалась получить красивейшие кристаллы алюминиевых квасцов разрушая серной кислотой вулканические породы крымских гор. Но органикой в условиях моей «лаборатории», заниматься было невозможно. Я честно признался, что в органической химии я пока имею по только ограниченные теоретические знания. «Ничего. Будет и у вас опыт. Не знаю только, положительный или отрицательный». И он предложил мне попробовать получить полимер с сопряженными связями, на основе ортоксилола и дал программу, по которой следовало сначала нитровать ортоксилол, затем его аминировать и далее ацилировать, окислять и далее полимеризовать полученный конечный мономер.
Я споткнулся на ацилировании. По методикам в старых химических энциклопедиях, да и в учебниках по органической химии того времени амины ацилироавать нужно только в органических растворителях уксусным ангидридом в щелочной среде. Считалось, что в водной среде процесс ацилирования не идет из-за гидролиза уксусного ангидрида Я проводил ацилирование в эфире. Но получалось что-то с большим молекулярным весом. Анализ показал, что на одну амино- группу вместо одной «прицепилось» две ацильные группы. Я бился очень долго, угробил весь ксилол и уксусный ангидрид, но дело стояло на месте. Профессор заметил, что я заскучал. «Что это у вас, Витенька, вид такой скучный. Да и на рабочем столе у вас помойка. Наведите порядок на столе». По установленным правилам все «продукты химических исследований в раковину выливать было нельзя. Жидкие продукты сливали в одну емкость, а твердые – в другую. Куда это потом уходило, я не знал. Действительно, весь рабочий стол был заставлен множеством химических стаканов и колб с «результатами моего «поиска» Я охотно взялся за эту работу. А что было делать еще? И я начал сливать все жидкие «продукты» моих экспериментов в один большой стакан. Ну, вот я беру стакан с аминированным ксилолом, выливаю в него стакан, в котором был водный раствор соды и далее туда же выливаю остатки уксусного ангидрида. Почти сразу образовалась какая-то муть! А затем на дно стакана повалили искристые кристаллики неизвестно чего. Я насторожился, потому что очень любил любые кристаллы. Дождался окончания выпадения кристаллов, отфильтровал их, и по параметрам это оказался продукт с нужным молекулярным весом. Никому ничего не говоря, я помчался на склад химикатов и собрал все имеющиеся там вещества с аминогруппами и начал их ацилировать уксусным ангидридом в водной среде, подщелоченной содой. И во всех случаях получались прекрасные кристаллические осадки с высоким выходом. Это были моноацетильные продукты. Я не верил своей удаче. И побежал по кафедре выяснять, как нужно ацилировать амины. Все как один ответили, что в эфире,бензоле или др. подходящем орграстворителе. А если в водной среде? Мне, как несмышленышу терпеливо назидали: «Ну ты даешь, уксусный ангидрид быстро гидролизнется и ничего не получится……”
Теперь можно было идти к профессору. Я все ему рассказал и представил таблицу с разными аминами. Профессор все внимательно просмотрел и сказал «Очень интересно! Вот что значит во время начать мыть посуду» Подумал недолго и предложил мне написать статью в журнал п «Прикладной химии». « Это вполне стоящая находка. Пишите, Витенька. Это ваше первая научная находка! Можете гордиться собой. Вы можете стать хорошим исследователем. Вы наблюдательны.” Как это ни странно, статью я написал, правда очень краткую. В авторах на первое место поставил профессора. Когда он увидел себя в статье, да еще первым автором, он вытаращил глаза и сказал: « А вот это вы зря сделали. Это реально ваша находка. Должен вам сказать, что я и сам думал, что ацилировать нужно в орграстворителях». Я был потрясен! Как, такой громадный ученый и вот признается, что ему не место в этой работе. Статья была опубликована в “Журнале прикладной химии” в кратких сообщениях.
Я быстро продвинулся с новой методикой ацилирования, но полимер получался очень нетехнологичный и неоднородный. И Дмитрий Вячеславович решил работу остановить. Он сказал мне: « Чувствую, что здесь дело долгое, а вам нужно делать диссертационную работу. Я подберу другую тему, учитывая ваш кругозор и знания в области глинистых минералов . Я очень удивился этому направлению. Профессор хотел изучить возможность очистки каолина от железа, применяемого для изготовления фарфоровых изделий с помощью кислой воды термолиза древесины, полагая, что роль «извлекателей железа послужат оксикислоты кислой воды. Я с удовольствием провел эту работу. Идея профессора оказалась верной. Эксперименты полностью подтвердили эффективность оксикислот. Я быстро подготовил диссертацию. Параллельно в Керамическом институте в Питере мною была проведена пилотная работа по удалению железа из каолина, добавляемого в фарфоровую шихту. А потом керамисты изготовили опытные фарфоровые чашки с надписями ДТ и ВЛ. Я был очень горд, что все так получилось. Чашки стоят у меня дома.
Я был последним его аспирантом. У нас сложилась настоящая дружба. Я поражался его энциклопедической информированностью. У него были немалые познания в минералогии, , ботанике, металлургии. Он много чего рассказал мне про жизнь еще в Царской России. Дмитрий Вячеславович владел тремя языками (немецким, французским и английским). К нему постоянно напрашивались ходоки по разным техвопросам, он никому не отказывал в консультациях и ничего не просил за свою помощь. Но иногда все-таки с горечью в голосе говорил мне: «Вот скольким людям я дал консультаций и ни один не сообщил, что же получилось. Не смотря на свою должность, Дмитрий Вячеславович проводил самостоятельные исследования. Я был свидетелем как он лично синтезировал по разработанной им самим технологии изготовления производных пировиноградной кислоты, необходимых для замены канифоли при проклейке бумаги. Эти лабораторые оценки у бумажников подтвердили прозорливость Дмитрия Вячеславовича как ученого. Продукт работал не хуже канифоли. Не помню по какой причине эта работа была остановлена.
Мы много беседовали на разные темы в том числе и по ситуации в стране. Он был очень критично настроен в отношении советского образования и науки. По его оценкам, СССР прогрессивно отставал в развитии новых технологий. Дмитрий Вячеславович считал, что в сфере науки происходит накопление неадекватных кандидатов и докторов, которые не обеспечивают роста уровня исследований, а топчутся на месте. К Сталину относился отрицательно. Называл его “СОСО” и «кандидатом всех наук». Многое мне рассказал о жизни до революции, образовании, науке. Из его слов следовало, что в науке на первом месте стояли честность и добросовестность. Прежде, чем публиковать статью, материал ученые тщательно перепроверяли. Это касалось и прикладной науки и фундаментальной. Преподаватели в университетах были в основном бескомпромиссными. Сдать экзамен, не подготовившись, было невозможно. Сам профессор прочувствовал суровость профессоров, экзаменующих студентов, на себе. Ему пришлось в студенчестве сдавать теплотехнику аж 4 раза. При этом одна попытка была бесплатной, а за остальные нужно было платить преподавателям. Профессора не брали взяток. И Дмитрий Вячеславович был также суров. Как-то какой-то студент из Грузии, проваливающий экзамен по органической химии, вдруг обратился к профессору с такой тирадой: «Ну что тебе надо? Хочешь бочку вина? Хочешь путевку в Цхалтубо?» Профессор взял у студента зачетку и выкинул в форточку, потом повернулся к ошарашенному студенту и заорал: «Вон отсюда!». « Не смотря на критичность к властям, Профессор никогда не собирался уехать за рубеж, хотя и мог это сделать. Он был патриот. К сожалению, ему не повезло в личной жизни он так и оставался одиноким до конца жизни.
Дополнительная информация о Д.В. Тищенко.
Узнать о других преподавателях Лесотехнической академии можно по ссылкам в конце поста “Об учителях бумажного дела Лесотехнической академии”.
Колличество свежей воды, используемой в производстве бумаги постоянно сокращается. Оказалось, что и остающуюся в технологическом…
Как представить такую сложную структуру в виде формулы?
Согласно многим исследованиям, ответ — да. Здесь речь идёт не о снижении когнитивной способности с…
Решение о конкретных разработках по программе производства целлюлозы без выбросов направленную на значительное сокращение расхода…
В сложившихся условиях возрастает роль мероприятий проводимых профессиональными сообществами в стране. Профессионалы должны общаться. К…
Ультразвук довольно давно используется для исследования материалов. По поглощению ультразвуковых волн материалом или по скорости…
View Comments